Архипенко Наталья Николаевна
Игра - как средство адаптации дошкольника.
Подготовила: воспитатель Архипенко Наталья
Николаевна.
Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.
Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
-развивает искусство общения;
-помогает управлять своими чувствами;
-дает возможность пережить массу эмоций.
Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Варианты игр приводятся в такой последовательности:
-знакомство;
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуютсоблюдения нескольких условий:
1. Взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенкаигрой;
2. Взрослый сопровождает игровые действия комментариями,описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
3. Взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
4. Взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
5. Эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально(один взрослый — один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Полезно использовать игры в сухом бассейне, массаж, самомассаж, пальчиковые игры – через них в том числе происходит знакомство со взрослым.
Полезно использовать игры на коленках с детьми раннего возраста.
Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) - не только ключик созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.
Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять.
Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.
Игра: «Раз, два, три, бум!»
-Усадите ребенка на колени лицом к себе.
-Произнесите: «Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе.
- С теми же словами прижмите нос ребенка к себе.
-Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела ребенка:
локти, колени, щеки, уши, подбородок.
Игра: «Прыг – скок»
· Посадите ребенка себе на колено, крепко держа его под мышками.
· Подбрасывая ребенка на колене, читайте или пойте следующий стишок:
· Прыг – скок,
· Вверх и вниз.
· И все сначала:
· Прыг – скок, прыг – скок,
· Оп, но только, чур, не падать.
· На последней фразе наклоните малыша в сторону.
· Прочитайте стишок (песенку) еще раз и на последней фразе наклоните ребенка в другую сторону.
Игра: « Игра в объятия»
· Чаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Еще важнее – в минуту опасности.
· Если ваш малыш забредет туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Туда тебе ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймет, что совершил что – то нехорошее. По объятию при произнесению этих слов он почувствует, что вы заботитесь о нем и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.
Игра: «Ехали, мы ехали»
-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту:
Ехали, мы ехали
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке
Темной – темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром - по оврагам,
Днем – по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку – бух!
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.
1. Мы капусту рубим-рубим (изображаем, как будто мы рубим ребром ладони)
Мы капусту трем-трем (трем ладошка о ладошку)
Мы капусту солим-солим (соответствующее движение щепоткой)
Мы капусту мнем-мнем (мнем руками)
2. Этот пальчик бабушка
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик мама
Этот пальчик папа
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья
(поочередно показываем каждый пальчик)
3. Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем пальцы из кулачка по одному)
Вышли пальчики гулять
Пошел дождик – в домик спрятались опять.
Нет пальчиков
Где же наши пальчики?
Вот они наши пальчики!
4. Ротик мой умеет кушать
Нос дышать, а ушки слушать
Могут глазоньки моргать
Ручки все хватать, хватать (хватаем)
(поочередно показываем)
5. Тесто мы месили, месили, месили (сжимать, разжимать кулачки)
Мы пирог лепили, лепили, лепили (лепим пирог)
Шлеп, шлеп, шлеп
Слепили мы большой пирог! (разводим руками – большой)
Этап знакомства-сближения со взрослым и детьми в группе завершается играми коллективными. По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
Для сближения детей друг с другом и с воспитателем могут проводиться следующие игры:
«Ножки», «Пузырь», «Карусели, «Лови – лови», «Куклы пляшут» .
После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых происходило взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам.
Это в основном подвижные игры с правилами. Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников.
Могут быть следующие игры:
«Зайка», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши».
После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть предложены новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки.
В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета.
Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры. Это следующие игры:
«Мишка заболел», «Совместный обед», «Кукла хочет спать», «Погладим белье».
Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:
-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой;
-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры;
-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;
-необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
-всем детям предлагаются одинаковые предметы;
-инициатором игры выступает взрослый.
Правила организации игр в период адаптации
1. Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
«Дай ручку!»
Ход игры:Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Ку-ку!»
Оборудование:кукла Петрушка.
Ход игры:
Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
—Ой! Кто это там прячется? Кто там?Затем Петрушка
показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова
прячется. Игру можно повторить несколько раз.
«Лови мячик!»
Оборудование:небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Котёнок»
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры:Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
—Смотри, какой к нам. пришёл котёнок—маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля!—
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой!—
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
«Шарик»
Оборудование:маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры:Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
—Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— Вкакой руке шарик—угадай! Правильно угадал—вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
«Солнечный зайчик»
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры:Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает—прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает— поймайзайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он напотолке—не достать!
ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».
Во время игры не забывайте комментировать все действия.
«Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры:Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо
сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
—Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Гдеже наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно
«Хлопушки»
Ход игры:Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
«Киса, Киса! Брысь!»
Цель:развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры:Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами«Киса, киса!»,как прогоняют кошку, со словом«Брысь!».При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят—«Киса! Киса!»—держи ладошки. А когда говорят «Брысь!»—быстро спрячь ладошки за спину. Вот так.
Киса, киса! Брысь!
Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями.
«По ровненькой дорожке!»
Ход игры:Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму—Бух!
«Догоню-догоню!»
Цель:развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры:Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.
—Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять!
Догоню-догоню!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт.
Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
«Ладушки»
Ход игры:Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
—Давай похлопаем в ладоши—вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.
—Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как
крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
«Сорока-белобока»
Ход игры:Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал,
Нам не помогал,
Тебе каши не дадим.
Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его
ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте
поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.
«Коза рогатая»
Ход игры:Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
« Игра в объятия»
· Чаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Еще важнее – в минуту опасности.
· Если ваш малыш забредет туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Туда тебе ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймет, что совершил что – то нехорошее. По объятию при произнесению этих слов он почувствует, что вы заботитесь о нем и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.
«Ехали, мы ехали»
-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту:
Ехали, мы ехали
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке
Темной – темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром - по оврагам,
Днем – по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку – бух!
«Иди ко мне».
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
«Прячем мишку».
Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
«Солнышко и дождик».
Материалы к игре: детские стулья.
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
«Солнечные зайчики».
Материалы к игре: маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики.
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.
«Ловись, рыбка».
Материалы к игре: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому брусок магнита. Воспитатель показывает детям, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышам можно предложить вытянуть, например, красную рыбку.
После того, как будут извлечены все пробки, взрослый считает их: «Вот сколько рыб мы поймали».
Игра начинается снова.
«Чертим разные фигуры».
Материалы к игре: бумага для рисования, мягкие цветные карандаши.
Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета. Это поможет ребенку научиться различать цвета.
«Огуречик-огуречик».
Ход игры. На одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огуречики. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик.
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.
«Раздувайся пузырь!»
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «выдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит:
А пузырь летел, летел и за веточку задел. «Хлоп!» — пузырь лопнул.
Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Разрывание бумаги
Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает.
Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно объяснить правила, что можно рвать только эту бумагу, и потом необходимо все за собой убрать.
Затем педагог начинает разрывать газеты и бумагу, показывая детям, как лучше это делать. Дети присоединяются, и все вместе бросают бумагу в центр комнаты. Когда куча становится большой, все энергично начинают подбрасывать бумагу в воздух, она разлетается по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Данную технику можно использовать в рамках различных сюжетов: «Снегопад», «Листопад», «Праздничный салют» и др.
«Сарафанчик – волшебный карманчик»
Задачи:
1. снятие эмоционального и мышечного напряжения. 2. развитие навыков взаимодействия со взрослым и детьми. 3. активизация мелкой моторики, установление тесной связи между речевой и двигательной функциями. 4. развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размер предмета). 5. развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Из ткани шьется фартук – сарафан с карманами, украшается тесьмой, бахромой, рюшами. В карманы вкладываются мелкие игрушки разной фактуры пришитые на тесьму.
Ход игры
Педагог звенит колокольчиком, привлекая внимание ребенка, и прячет его в кармашке. Просит найти его. При обследование ребенком игрового кармана, воспитатель читает короткие ритмичные стихи о предметах там находящихся. Обратить внимание ребенка на цвет, фактуру игрушки, показать, как с ним можно играть (зайка прыгает, конфетка шуршит, колокольчик звенит, лягушка прыгает), прятать в карман. Все это важно, чтобы у ребенка сложился отчетливый образ предмета. После первых знакомств с игрушками «Сарафанчика - волшебного карманчика» попросите ребенка самому найти предложенную вами игрушку. Практические действия с дидактическим «Сарафанчиком – волшебным карманчиком» отражают свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления, обогащают чувственный опыт малыша, создают
Конспект занятия ФЦКМ интегрированная
ОД «Театр – игра» в 1 младшей группе «Колобок - румяный бок»
Подготовила: воспитатель Архипенко Н.Н.
Актуальность:
Дети младшего дошкольного возраста очень любят сказки, а также помогают сказочным героям. Поэтому, я ввожу на занятия сказочных героев. Это помогает развивать у детей наблюдательность, любознательность, обогащают словарный запас, тренируют внимательность, мышление и память.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Основные цели и задачи:
1.Познавательное развитие
Формировать первичное представление объектах окружающего мира, о свойствах и характерных признаках (форма, цвет, размер, материал, количество). Развитие познавательно – исследовательской деятельности, детское экспериментирование, развитие сенсорного восприятия.
2. Социально – коммуникативное развитие
Развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. Становление самостоятельности, целенаправленности и самореализации собственных действий. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
3. Художественно – эстетическое развитие
Стимулировать сопереживание персонажей художественного произведения, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей ( конструктивно – модельной), учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
4. Речевое развитие
Развитие связной грамматической и диалоговой речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, обогащение активного словаря детей словами (шуршит, мнётся, жёлтый, круглый, покатился)
5. Физическое развитие
Развитие опорно – двигательной системы организма, координации движения, мелкой моторики, умение выполнять действие согласно тексту.
Предварительная работа:
1) в вечернее время чтение сказки «Колобок»,
2) разучивание стихотворения «Мы лепили колобок», «Мишка косолапый»
3) рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
демонстрационный материал: куклы театра « би -ба- бо»( бабка ,дед, заяц, медведь, волк, лиса), поднос, большая корзинка, макеты деревьев ,картинка с изображением колобка
раздаточный материал: бумажные салфетки желтого цвета на каждого ребенка.
Методические приемы:
Наглядный - театр «би-ба-бо», игровая ситуация.
Игровой - приветствие «Здравствуйте ладошки», потешка «Мишка косолапый», подвижная игра «Лиса и колобки», физминутка «Зайки» .
Словесный – словарная работа, беседа, диалог, индивидуальные и хоровые ответы.
Используемые технологии:
1)Здоровьесберегающие
2)Игровые
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть чему мы научились. Давайте поздороваемся с ними (проводится игра-приветствие с целью установления эмоционального контакта).
Здравствуйте, ладошки. Хлоп- Хлоп-Хлоп.
Здравствуйте , ножки. Топ- Топ- Топ.
Здравствуйте, гости. Здравствуйте.
Воспитатель: Ребятки, слышите, кто-то плачет? Что случилось?
В домике взрослый с куклами би -ба- бо от имени деда и бабки рассказывает, что они испекли колобок, поставили его на окно остужать, а тот укатился неизвестно куда, поэтому старики плачут.
Воспитатель: не плачьте, не расстраивайтесь. Это беда- не беда. Поможем вашему горю. Поможем, ребятки? Сделаем колобки для
деда и бабки?
Дети: Поможем!
Воспитатель: А из чего мы будем лепить. Теста- то у нас нет (говорит грустно). Посмотрите, что у нас есть?
Дети: Салфетки
Воспитатель: А давайте «слепим» из салфеток.
Дети: Давайте.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением колобка.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какой колобок в сказке. Какого он цвета? А какой он формы?
(Индивидуальные вопросы к детям. Ответы детей: желтого, круглый).
Воспитатель: Посмотрите, дети на поднос, сколько желтых, волшебных кружочков. Какие, ребята, у нас кружочки? (Ответы детей). Правильно, желтые, как солнышко. А сейчас, возьмем волшебные кружочки и сожмем их в кулачок. Спрячем бумагу в кулачок. Вот так. Ребята, а бумага шуршит? Послушайте .
Дети: шуршит.
(Индивидуальные вопросы к детям. А у тебя, Маша, бумага шуршит?)
Воспитатель: Молодцы! А теперь откроем кулачок и посмотрим, как бумага расправляется. «Она живая! Аккуратно разгладим ладошками. Если с бумагой обращаться бережно, она не рвётся. Давайте, снова спрячем в кулачок! Шуршит?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте скатаем колобок из бумаги между ладошками. (Воспитатель показывает, как из бумаги можно скатать колобок.
К каждому задает вопросы, уточняет, подсказывает и т.д.) Посмотрите, сколько много у нас колобков!
Воспитатель: Ай - да, ребята, ай - да молодцы. Красивые получились у вас колобки. Сколько колобков?
Дети: Много.
Воспитатель: Саша, сколько колобков?
Саша: Много.
Воспитатель: Артём, повтори пожалуйста, сколько колобков у нас?
Артём: Много.
Воспитатель : А теперь, давайте, мы ваших колобков соберем в волшебную корзинку, перемешаем, подуем (дети дуют, нюхают (глубокий вдох и выдох) и смотрите… (воспитатель достаёт из корзинки одного колобка, который заранее находился там) было много колобков, а теперь (Ответы детей.)
Воспитатель: Славный колобок. Скажите мне, какой он формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Молодцы. Правильно, круглой. А какого цвета колобок?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Катя, какого цвета наш колобок?
Катя: Жёлтого.
Воспитатель: Правильно, дети. Колобок круглой формы, жёлтого цвета.
Воспитатель: Ребята, а какой колобок большой или маленький?
Саша: Большой.
Воспитатель: Данил, повтори.
Данил: Большой.
Воспитатель: Правильно, дети. Колобок круглой формы, жёлтого цвета, большой по размеру.
Воспитатель: Ребята колобок просит вас, чтобы вы проводили его к бабушке и дедушке , ему страшно одному идти через лес.
Проводим колобка?
Дети: Да.
Дети вместе с колобком отправляются в путь.
Воспитатель: Ребята, а кто –то прячется за кустом, давайте посмотрим?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Какой зайчик? Злой или добрый?
Дети: Хороший, добрый.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем физкультминутка про зайчиков, давайте покажем какие они веселые и добрые.
Физминутка «Зайки»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы серые клубочки
(руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг- скок, прыг - скок
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку
Раз! Шагает все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять прогнулись и нагнулись.
Дети идут дальше, а навстречу им появляется волк.
Воспитатель: А волк, какой в сказке?
Дети: Злой, страшный.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как рычит волк
(психогимнастика).
Дети идут дальше, а навстречу им появляется мишка.
Воспитатель: Какой мишка в сказке? Злой или добрый?
Дети: Добрый, он колобка отпустил, не съел его.
Воспитатель: Если мишку любите, давайте вспомним потешку:
«Мишка косолапый»
Мишка косолапый По лесу идёт.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
(Дети делают движения в соответствии со словами потешки).
Воспитатель: Понравилось вам играть с мишкой?
Дети: Да.
Дети идут дальше, а навстречу им лиса.
Воспитатель: Ребята, а лиса какая в сказке?
Дети: Хитрая.
Воспитатель: Кого вы больше любите лису или зайчика? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Да, это лисичка-сестричка хочет колобка поймать. Ребята, давайте поможем колобку от лисы убежать.
Проводится подвижная игра «Лиса и колобки».
Дети («колобки») бегают врассыпную, воспитатель «лисичка» сидит на скамеечке. Как только музыка перестаёт играть, лиса выходит на «охоту», дети («колобки») убегают в определённое место (на стульчики) – «домики», а лиса старается их словить.
Повторить 2 раза.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, никого лиса не поймала. Давайте похлопаем себе ладошками тихо-тихо, а теперь громко-громко.
Дети идут дальше и подходят к домику, где живут бабушка и дедушка.
Бабушка и дедушка благодарят детей, что они помогли колобку вернуться домой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня славно потрудились. Дед и бабка из сказки благодарят вас за помощь в их беде. Они решили вас угостить своей вкусной выпечкой – колобками.
Воспитатель угощает детей маленькими колобками.
Воспитатель: Дети, что мы сегодня делали?
Дети: Мы лепили колобка. Помогали дедушке и бабушке. Играли в игры.
Воспитатель: Я благодарю вас за активное участие. Молодцы ,что вы помогли колобку ,не бросили его в трудную минуту- вы настоящие друзья!
Давайте вместе скажем: Я сегодня молодец!
положительный эмоциональный настрой.
Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов