Ассакалова Ирина Алексеевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      

№29 «Лесная сказка»

Литературно - музыкальная композиция «Моя Адыгея».

 Презентация "Моя Адыгея"

 Подготовила:  

  Ассакалова И.А. воспитатель высшей квалификационной категории

                        

п.Краснооктябрьский 2021г.

Цель:

1.   Углубить понятие патриотизма.

2.   Привить воспитанникам уважение к Малой Родине.

3.   Познакомить воспитанников с творчеством адыгских поэтов.

4.   Познакомить дошкольников с традициями, музыкой и танцами адыгского народа.

Задачи:

1.   Образовательные:

·        Изучить произведения адыгских поэтов.

2.   Развивающие:

·        Развивать интерес дошкольников к изучению произведений адыгских писателей и поэтов.

·        Развивать коммуникативные навыки воспитанников.

·        Развивать выразительное чтение стихов дошкольниками.

3.   Воспитательные:

·        Воспитывать интерес дошкольников к изучению поэзии.

·        Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине.

·        Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.

Подготовительная работа:

Прочитать и выучить стихотворения адыгских поэтов.

Прослушать национальные музыкальные произведения.

Знакомство с национальными костюмами.

Словарная работа:

Патриотизм

Толерантность

Оборудование:

Аудио запись национальной музыки

Адыгский национальный костюм

Изображения адыгских орнаментов

Символика РА

Карта РА

Книги адыгских писателей и поэтов

Фото и плакаты с изображением водопада Руфабго                                     

НОД

На стене карта Адыгеи. Дети входят в зал, становятся двумя
полукругами около карты.

В. - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашей малой
Родине - Адыгее. Так она выглядит на карте. Столица нашей
республики - г. Майкоп. На карте мы видим города, посёлки, аулы,
реки, озёра, леса и горы. В нашей республике живут красивые,
добрые, талантливые и гостеприимные люди.

Адыги на земле моей живут,

Их издревне черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут
дождей.

Живут адыги на земле людей.

(песня «Адыги» на стихи
И. Машбаша).

В. - О, край таинственной красы,

Меня пленил внезапно, сильно!

Забыть из камня дивные мосты
Не в силах даже средь забвенья.

Звенит капель от слёз - ручьёв,

Летя в поток ревущий бурный
И словно мудростью веков,

Дохнёт в лицо прохладой горной.

В. - Озарённая солнцем Адыгея. Это край гор и легенд - это наша
малая Родина.

Адыгея расположена на живописных склонах Северо-Западного
Кавказа, в долинах бурных рек Кубани и Лабы. Здесь очень много
достопримечательностей, у нас есть возможность увидеть их,
побывав на экскурсиях и походах, которые организуют для вас
родители.

На территории Адыгеи много ущелий и водопадов. Один из них
это Руфабго - в переводе с адыгейского «строптивый»,
«бешенный». И действительно, река оправдывает своё название.
Дух захватывает, когда видишь, с какой силой стремительный
горный поток, преодолевая на своём пути каменные преграды,
несёт свои воды вниз.

(фото и плакаты с изображением водопада).

-         О красоте горной Адыгеи известно далеко за пределами этой
земли. Бесконечным потоком едут сюда люди, словно тянутся
прикоснутся к святыне, насладиться природой, сохранившей свою
первозданную чистоту.

(фото плато Лаго-Наки).

-         Снежные вершины гор, пышные альпийские луга, пещеры,
вековые леса, тихие озёра, минеральные источники, заповедники -
всё это создаёт уникальные условия для отдыха и лечения.

Дети. - Моя Адыгея -

Родная земля!

К лицу тебе горы,

К лицу и поля.

Живёшь ты без моря,

Но нету границы
У этой, как море,

Шумящей пшеницы.

В аулах детишки
Сопят на рассвете,

А горные речки
Бормочут, как дети.

Ты - это голубые вены рек,

Ты - это белый заполярный снег,

Ты - это степь, что от ветров горька
И, как ладонь, добра и широка.

В. - На карте мы видим столицу нашей республики - г. Майкоп. Вы
все со своими родителями знаете о нём не понаслышке. Все были в
Майкопе, ходили по улицам, паркам, катались на каруселях.

-         Вопрос В.

? - Вам нравится г. Майкоп? Какой он?

-             Ответы детей.

(Звучит песня «Майкоп»).

Майкоп - город моих друзей,

Юность моя — Майкоп.

Грёзы, счастливых дней.

Дети с воспитателем подходят к патриотическому уголку.

В. - Ребята у Адыгеи, как и всех государств мира есть свои
символы - герб и флаг.

Адыгея богата зелёными лугами, огромными садами, полями и
лесами, поэтому флаг Адыгеи зелёного цвета.

12 звёздочек на флаге - это количество этнических народностей
адыгской нации. А окрещённые стрелы - символ чести,
достоинства, отваги и смелости адыгов, которые готовы защищать
свою Родину от врагов.

- Герб Адыгеи олицетворяет гостеприимство, трудолюбие, отвагу и
красоту, как адыгского народа, так и адыгской земли. Горы, леса и
поля - всё под защитой отважного джигита, который способен быть
и добрым, и гостеприимным, и смелым, и твёрдым, и отважным, и
решительным - если нужно постоять за свою родную землю.

В. О своей родине народ слагает стихи, песни и пословицы.

Адыги говорят:

-         В доме, где нет детей, смех не раздаётся.

-         Сила птицы в крыльях,

- Сила человека - в дружбе.

-         Для дружного стада и волк не страшен.

-         Кто не уважает старших,

Сам недостоин уважения.

-         Вместе есть вкуснее, вместе трудиться веселее.

В. В нашей республике издавна живут народы разных
национальностей, живут в мире и согласии: вместе работают,
вместе отдыхают. Мы с вами должны быть толерантны ко всем нациям проживающим на территории нашей республики.

(знакомство с кодексом толерантности)


- Одно нам солнце светит -
От края и до края.
Мы дети Адыгеи,
Встречаем праздник с вами.

    (Хороводная игра «Заинька».)

Дети ходят по кругу и приговаривают, а ребёнок - зайка выполняет
действия, называемые детьми.

(Маска-зайка).

В. У адыгов очень богатое культурное наследие. Главное богатство- культура и обычаи.

(дети исполняют песни «У адыгов обычай такой» на стихи Киримизе Жане).

В. А что может сравниться с зажигательной лезгинкой? Это танец
гор, песня водопадов и небес! Танцевальные коллективы
«Нальмэс» и «Исламей» - гордость Адыгеи, они языком песен и
танцев рассказывают о красоте нашего родного края.

(дети исполняют танец «Лезгинка», в национальных костюмах).

Все дети хлопают в ладоши в такт музыке.

Дети.: 1. - Что тебе дороже? так меня спросили,

Чья земля красивей для тебя на свете?

- Нет земли роднее, нет земли красивей
Милой Адыгеи, - людям я ответил.

2.      - А какие реки для тебя светлее,

И вода какая жажду утоляет?

-         Милой Адыгеи нет воды вкуснее,

Горных рек прохлада веет над полями.

3.          Где, поэт, признайся девушке красивей,

Где смелей, стройнее и славней джигиты?

-         На земле Адыгской, на земле счастливой,

Солнцем озарённой и росой омытой!

Итог: В. На этом наше путешествие по родной республике
завершается. Вы маленькие, но ваше сердце «очень большое» - в
нём есть потаённый уголок, где с каждым годом будет расти и
увеличиваться любовь к нашей малой Родине - Адыгее. Будем

достойными гражданами этой чудесной Земли.



Духовно-нравственное воспитание

— одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение.

Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм, можно оказать, большее влияние на поведение и чувства, если ребёнок ещё мал. Намного позднее ребенок осознает критерии морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно-нравственных основ. Педагоги нашего детского сада считают, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте.

Задача педагога - соединить воспитание и обучение через изучение традиций культуры, детям предоставить возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своей республики, игры, песни, народные праздники, промыслы.
Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

В работе нашего коллектива прослеживается несколько направлений работы с детьми:

Духовно-образовательное

Педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня
нравственного, духовного и социального развития детей.

•       Тематические занятия по темам:(«Моя семья», «Уроки нравственности», «Россия - родина моя», «Моя малая родина - Адыгея»),

•       Проектная деятельность («Покормите       птиц       зимой», «Наш поселок!», «Знакомство с народами Адыгеи»),

•       Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.).

•       Чтение и анализ художественной литературы.

•       Рассматривание иллюстраций.

•       Прослушивание аудиозаписей.

•       Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

В совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо

Оценивать поступки своих сверстников, взрослых; учатся понимать,что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Культурно-познавательное

·                   Развлечения («Времена года», «Масленица», «Проводы зимы», «День добра»).

·                   Праздники («Международный день птиц», «День земли», «День

матери» и т.д.).

·                   Художественно-продуктивная деятельность.

·                   Экскурсии (к памятным местам, в библиотеку).

·                   Целевые прогулки.

Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень, важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Нравственно-трудовое

·                   Все виды труда.

·                   Продуктивная деятельность.

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим

для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе

предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько

воспитание любви к ней.

           На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети

стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

Важным направлением в работе по духовно-нравственному

воспитанию является сотрудничество с родителями.

            Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным

или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем,

какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и

добрым человеком. Нами разработаны занятия, направленные на воспитание

духовно-нравственной личности выпускника ДОУ.



     – Ребята, мы с вами живём в посёлке, где нет ни светофоров, ни подземных переходов. Но правила дорожного движения мы должны знать хорошо для того, чтобы оказавшись на улице, большого или маленького города, чувствовать себя комфортно.

     Сегодня мы погуляем по улицам нашего сказочного городка, заодно повторим основные правила дорожного движения. Путешествовать мы будем пешком.

    

                Как называют людей, которые ходят пешком?

                                           (пешеходом)

 

                       Кого ещё можно назвать пешеходом?

             (кто ведёт велосипед, санки, детскую коляску)

 

Ребёнок:

Пешеходом быть не сложно,

Встал с постели – и иди,

В магазин купить мороженое,

В садик брата отвести.

 

Так ли просто на самом деле быть пешеходом? Давайте отправимся в путь и проверим.

                   Как называется дорожка, по которой мы идём?

                                                    (тротуар)  

                   Почему надо идти именно по тротуару?

                   Как называется дорога, по которой едет автотранспорт?

                                                      (мостовая)

 

– Ребята, мы общаемся с вами словами, если посмотреть внимательно, можно заметить, что улица тоже разговаривает с нами.

               

                                   Как она это делает?

                                           (знаками)

 

Ребёнок:

Знаешь правила движенья –

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь – сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ситуация.

                    

                Машинист сбивает велосипедиста.

 

Ребёнок:

Ты сел за руль велосипедиста

Не зная правил, мчишь вперёд,

А это верная беда

Тебя в больницу приведёт!

 

– Ребята, мы с вами оказались свидетелями ДТП.

   Как нам поступить?

              (позвонить в скорую и ГИБДД)

 

Какие номера телефонов у этих служб?

 

(Приезжает скорая, забирает велосипедиста, затем появляется дядя Стёпа).

Дядя Стёпа:

                        Скажите, ребята, по чьей вине произошло ДТП?

                      (стоял знак, запрещающий катание на велосипеде)

                Ребята, обратите внимание на этот знак, что он означает?

                                              (начало перекрёстка)

 

Ребёнок:

Там, где шумный перекрёсток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

 

Чтоб нам было легче переходить дорогу на перекрёстке, придуман этот знак.

                                      Что он означает?

                                  (пешеходный переход)

              При каком свете светофора мы переходим улицу?

                                                (зелёном)

 

– Давайте перейдём на другую сторону.

2 ситуация.

             Две девочки идут рядом, рассматривая журнал.

 

                  Дядя Стёпа свистит и останавливает девочек.

Дядя Стёпа:

Подскажите-ка подружки,

Где глаза у вас и ушки?

Дело кончится печально,

Может быть немало бед,

Ведь дорога не читальня,

И не место для бесед.

  

(забирает журнал)

 

Дядя Стёпа: Ребята, какое нарушение делают эти девочки?

– Дети, обратите внимание на знак у обочины.

                                Что он обозначает?

                                  (место отдыха)

                       Давайте сядем и отдохнём.

Дядя Стёпа проводит словесную игру.

          Кто из вас идёт вперёд только там где переход?

 

Это я, это я, это все мои друзья!

 

Кто летит вперёд так быстро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный свет, это значит хода нет?

 

Это я, это я, это все мои друзья!

 

Кто в окно автобуса смотрит аж разинув рот?

 

Ведущий: Ой, посмотрите, бабушка пытается перейти дорогу на красный свет!

3 ситуация.

                           Ребёнок: Я помогу ей.

Светофор даёт приказ –

Зажигает красный глаз.

А когда зажёгся он,

Все стоят – таков закон!

 

Бабушка: Я знаю, внученька, просто я забыла дома очки.

                       (Девочка переводит бабушку через дорогу).

 

 

 

4 ситуация.

 

                    В это время мальчик достаёт машинку и начинает водить по мостовой. Раздаётся свисток милиционера.

 

Дядя Стёпа: На проезжей части нельзя играть в игры, иначе попадёшь в беду!

 

Ребёнок: А что ещё нельзя делать на мостовой?

 

Дядя Стёпа: А ты посмотри и послушай!

             Ребята поют песенку с демонстрацией ситуации.

Не гоняйте мяч, ребята,

По широкой мостовой,

Есть для этого площадка,

Не рискуйте головой.

Лезешь ты через забор,

И совсем напрасно –

Ведь подземный переход

Самый безопасный.

 

Ведущий: К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад.

Дядя Стёпа: За то, что вы так хорошо знаете правила дорожного движения, я вам предоставлю автобус.

Ребята садятся в «автобус» и «уезжают» под песенку «Мы едем, едем, едем…»

 

Познавательно – развивающее НОД с элементами рисования.

Тема: «Волшебница - вода».

МДОУ №29 Воспитатель: Ассакалова И.А.

п. Краснооктябрьский.

Цель: - познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде;

- познакомить детей со свойствами воды: тёплая, холодная, прозрачная, чистая, грязная.

- подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни человек.

- прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;

- учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу;

- доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа.

- наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями;

- купание куклы, стирка белья;

- игры с игрушками в воде.

Материал.

- аквариум с рыбками;

- капитошка: капелька - игрушка;

- два тазика с водой, игрушки для купания и игр;

- лейка с водой, комнатные растения;

- чашки с водой, пустые чашки, губки (по числу детей);

- маска - солнышко;

- банка с грязной водой;

- коробка со льдом и снегом;

- географическая карта;

- яблоко, тёрка, стакан.

- три стакана:   - с холодной водой

                              - с горячей водой

                              - с солёной (сладкой) водой.

- кусочек стекла.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла маленькая водяная капелька. Посмотрите на карту. Кто знает, что на карте обозначается голубым цветом? (Вода) нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.

Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. (Чай, сок на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома ещё раз пьём сок или молоко перед сном и т.д.)

А ещё борщи, супы, фрукты, овощи.

Игра.

«Кто больше назовёт больше съедобной жидкости». Ситро, минеральная вода, кисель, сок, чай, бульон, какао, молоко, кока -кола, морс и т.д.)

В каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим, сколько сока в яблоке.

Опыт.

Воспитатель с детьми трут яблоко на тёрке, отжимают сок.

Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворит его на мелкие частички, и кровь разнесёт питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода - это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и уменьшаться.

Загадки о воде.

В огне не горит    И в воде не тонет,    (лёд)

Сперва летит, потом бежит, Потом на улице лежит... Тогда без бот или калош Его сухим не перейдёшь.

(дождь) Растёт она вниз головою,                                                     Растёт не летом, а зимою.                                                      Чуть солнце её припечёт,                                                     Заплачет она и умрёт.

(сосулька)

Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные - вырезные, А возьмёшь - вода в руке.

(снежинки)          

                               Ой, как холодно, какой холодный подул ветер... он принёс мороз, что это случилось с нашей капелькой..? Она замёрзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы, птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовём на помощь Солнышко. Оно тёплое, яркое, отогреет капельку.

Дети зовут Солнышко:

Солнышко, отзовись! Красное, появись ! Появляется Солнышко - маска (игрушка)

«Здравствуйте, дети. Зачем вы меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?»

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут жить без воды.

СОЛНЫШКО: Я вам помогу. Вашу капельку отогрею, (танцует, кружиться).

Воспитатель показывает детям кусочек льда, даёт его солнышку, а оно возвращает воспитателю капельку.

Воспитатель: Дети, а как капает вода?

Дети: кап, кап, кап...

Воспитатель: капелька, пойдём с нами, послушаем, как журчит водичка.

Воспитатель льёт из ёмкости воду в стакан, дети наблюдают и слушают, как журчит вода.

Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь к рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода. Подходят к аквариуму.

Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? (наблюдают) что делают рыбки?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Дети: Чистая прозрачная.

Воспитатель: А можно у рыбок воду забрать?

Дети: Нет, они умрут. (Воспитатель показывает банку с грязной водой).

Воспитатель: Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети: Нет.

Капелька: Эта вода грязная, никому не нужна.

Воспитатель: Поспешим, дальше ребята, на помощь растениям и цветам.

Воспитатель и дети с леечкой подходят к растениям.

Воспитатель обращает внимание детей на завявшее растение в горшочке...

Капелька: Бедный цветочек погибает, все растения пить хотят...

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети: Полить цветы из лейки, и поливать регулярно.

Воспитатель: Что делают растения с водичкой?

Дети: Они её пьют.

Воспитатель: Видишь, капелька, без тебя погибли бы все растения, цветы, рыбки, птички, животные.

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Воспитатель: Рыбки пьют из аквариума, цветы из леечки, птички из баночки или водоёма. А кто пьёт из чашечки?

Дети: Мы пьём!

Опыт.

Воспитатель предлагает детям определить, одинаковая ли вода в трёх стаканах по цвету, по прозрачности, по вкусу, по температуре.

- Как мы определяем цвет, прозрачность? (глазами);

- Температуру? (рукой);

- Вкус? (языком).

Дети определяют глазами, рукой, языком: цвет, прозрачность, температуру, вкус.

1 стакан:

- Вода прозрачная, холодная, бесцветная;

2 стакан:

- Вода прозрачная, горячая, бесцветная;

3 стакан: (воспитатель сыпет сахар, (соль), помешивает, даёт попробовать ребёнку).

- Вода прозрачная, хоть и посыпали сахар (соль), тёплая (т.к. кипячённая), а на вкус - сладкая (солёная).

Что за волшебница - вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль сахар, (лимонный сок), а цвет не менять.

Воспитатель: Итак, из чашечки мы пьём водичку, а что ещё мы делаем с водой?

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, купания, а дети повторяют.

Воспитатель: Вот видишь, капелька, что дети умеют делать с водой. (Подводит детей к тазикам с водой, предлагает потрогать воду сначала в одном тазу, потом в другом).

Дети: Тёплая.

Воспитатель: А в другом тазике?

Дети: Холодная.

Воспитатель раздаёт детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают.

Воспитатель: Что это капает с губки?

Дети: Вода.

Воспитатель: А как она капает?

Дети: Кап, кап, кап...

Дети переливают воду чашечкой в тазике, слушают как она льётся.

Опыт.

Воспитатель, льёт из стакана воду на стекло...

Что получилось? (Лужа, маленькое озеро). А теперь наклоним стекло... Речка потекла. А если сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе. Если речка течёт с гор, то течёт быстро. Если по равнине, течёт медленно.

Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой краски на карте! Сейчас воды в мире столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живёт людей намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

Правила пользования водой.

1. Закрыть кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

4. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.

Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы всё про меня знаете, я дарю вам эти игрушки (плавающие).

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют. (Свободная игровая деятельность).

 Комплексное НОД по развитию речи с элементами рисования.

Тема: « Ложечка точёная, ручка золочёная»,

Выполнила: Воспитатель Ассакалова И.А.

Цель:

Знакомство детей с украинской народной сказкой   «Жихарка». Закрепить знакомство с хохломской росписью. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Воспитывать способность сочувствовать героям сказки. Закреплять умение передавать свои впечатления от художественного произведения в рисунке.

Предварительная работа:

Чтение украинской народной сказки «Жихарка». Беседа по сказке. Активизация словаря. Знакомство с народно прикладным искусством. Рисование узоров.

Рассматривание деревянной ложки. Рассматривание образца сделанного воспитателем.

Материалы к занятию:

Персонажи сказки и декорации; картонные ложечки (заготовки с фоновым окрасом). Краски, стаканчики с водой, салфетки. Деревянные ложки.

                                                           

 Ход занятия:

Тихо звучит музыка, на столе декорации: лесная полянка, домик и лесные жители: лиса, кот, сорока, мальчик - Жихарка, петух. Воспитатель рассказывает детям украинскую народную сказку «Жихарка», используя элементы пальчикового театра. Дойдя до момента, когда мальчик раскладывает ложечки на столе, воспитатель предлагает детям рассмотреть деревянные ложечки. Дети осматривают со всех сторон, ведут пальчиками по орнаменту. Затем беседа воспитателя с детьми (описание ложечки).

     1) деревянная;

     2) гладенькая;

     3) линии плавные;

     4) преобладает чёрный, жёлтый и красный цвета;

     5) природный орнамент.

Затем, воспитатель продолжает рассказывать сказку.

Вместе с детьми вспомнить, какие звери участвуют в сказке.      Дети

называют: кот, петух, лиса, сорока.

Воспитатель обыгрывает эпизод, когда лиса ворует ложечку у

мальчика Жихарки.

Жихарка плачет, и воспитатель предлагает детям:

«Давайте поможем Жихарке, нарисуем ложечки и подарим ему».

Дети соглашаются.

Воспитатель приглашает детей пройти к своим столикам, на которых лежат краски и заготовочки ложечек из картона. Воспитатель:                                                   

К столикам вы подойдите;

Не толкайтесь, не спешите,

Сядьте прямо, не сутультесь

И кистями не балуйтесь

Дети проходят и садятся.

Взору детей воспитатель предлагает образец ложечки, выполненный им самим. Хорошо рассмотрев образец, вместе с детьми обсуждают рисунок и цветовое оформление ложечки.

Воспитатель: Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Набери зелёной краски

И трёхлистник сотвори.

Нарисуй его всем ворсом,

Меж витками приложи,

А затем рисуй тычками.

Россыпь ягод иль цветы.

Дети приступают к рисованию. Воспитатель помогает им, по мере необходимости. Когда дети завершают рисование, воспитатель предлагает им подарить как они и обещали, все ложечки Жихарке. Воспитатель:

                        Милые друзья лесные.

Вот вам ложки расписные,

Для себя и для друзей,

Ваших дорогих гостей.

Дети передают свои ложечки персонажам сказки, а воспитатель обязательно хвалит их за хорошо выполненную работу и за доброту и отзывчивость.

Воспитатель:

                        

                        На этом сказочке конец,

А те, кто слушал - молодец!


Экологическая сказка

«Про маленькую Капельку».

Выполнила:

Воспитатель ДОУ№29 Ассакалова И. А.

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды: теплая, холодная,

прозрачная, чистая, грязная. Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить

ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни человек. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с

другом и игр с водой. Предварительная работа.

Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями. Купание куклы, стирка белья. Игры с игрушками в воде. Материал.

- аквариум с рыбками;

- капитошка: капелька-игрушка;

- два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки;

- лейка с водой, комнатные растения;

- фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки (по числу

детей).

- маска-солнышко;

- банка с грязной водой.

Ход занятия.

Воспитатель.

«Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте».

- Жила - была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там и была вода. А где была водичка всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде , растениям и цветам было хорошо расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

Дети зовут Солнышко:

«Солнышко, отзовись!

Красное, появись!»

Появляется Солнышко-маска:

«Здравствуйте, детки.

Зачем меня звали, маленькие друзья?

Или какая случилась беда?»

Воспитатель: «Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут жить без воды.

Солнышко: «Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну».

Солнышко танцует, кружится, и появляется капелька.

Капелька: «Здравствуйте, ребята.

Я водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю -

Получится вода.

А вы знаете, как я капаю?»

Дети: «кап, кап...».

Воспитатель: «Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит

водичка».

Дети наблюдают, как журчит вода.

Воспитатель: «А сейчас поспешим на помощь рыбкам.

Посмотрим, есть ли у них вода».

Подходят к аквариуму.

Воспитатель: «Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут?

(наблюдают)    Что рыбки делают?.

Дети: «Плавают».

Воспитатель: «Правильно. Плавают в воде. Какая вода?».

Дети: «Чистая, прозрачная».

Воспитатель. «А можно у рыбок водичку забрать?».

Дети. «Нет, они умрут».

(воспитатель показывает банку с грязной водой детям).

Воспитатель: «Могут ли рыбки жить в грязной воде?».

Дети: «Нет».

Капелька: «Эта грязная вода никому не нужна».

Воспитатель: «Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и

цветам».

Подходят с лейкой к растениям.

Воспитатель: «Как здесь растения поживают?».

Капелька: «Пить хотят».

Воспитатель: «что же нам нужно сделать, ребята?».

Капелька: «А где же водичка?»

Дети: «В лейке».

Воспитатель: «А растения что делают с водичкой?»

Дети: «Они ее пьют».

Воспитатель: «видишь, капелька, без тебя погибли бы все

растения: и деревья, и цветы».

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Капелька: «А вы знаете, для кого эта водичка?»

Воспитатель: «Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки

кипяченую водичку?».

Дети: «Мы».

Воспитатель: «Спасибо, капелька, это для наших ребят.

Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?».

Дети: «Пьем воду».

Воспитатель: «Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?».

Дети: «Нет».

Воспитатель: «Ребята, а давайте расскажем капельке, что мы еще

делаем с водой».

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие

процесс стирки, а дети повторяют».

Воспитатель: «Вот видишь, капитошка, что дети умеют делать с

водичкой. (Подводит детей к тазикам с водой, предлагая потрогать

воду сначала в одном тазике, потом в другом).

Дети: «Теплая».

Воспитатель: «А в этом тазике?».

Дети: «Холодная».

Воспитатель: « Раздает детям разноцветные губки. Они

обмакивают губки в воду, потом выжимают».

Воспитатель: «Что это капает с губки?».

Дети: «Водичка».

Воспитатель: «А как она капает?».

Дети: «Кап, кап...».

Воспитатель предлагает детям переливать воду из чашечки в чашку

и наблюдать, как она льется.

Капелька: «Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я

подарю вам вот эти игрушки (плавающие)».

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит.

Дети играют, (свободная игровая деятельность).


Экологическое воспитание

в детском саду.

Ассакалова И. А.

Введение

Рыбе - вода, птице - воздух,

Зверю - лес, степи - горы, а

Человеку нужна Родина.

И охранять природу-

- значит, охранять Родину.

Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда останется в памяти.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц, или стрекотанье кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире - зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребенок ещё мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно егознакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию ребенка явлениями, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней.

Во время экскурсий и прогулок на природу можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в будущей жизни. Прежде всего, на экскурсиях ребенок закаляется. Чем больше он бывает на воздухе, тем он становится крепче физически. Ребенок должен получить первоначальные знания о природе отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и тоже. Умение видеть не дается от рождения, оно воспитывается постепенно. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить - введите его в природу» - советовал известный русский педагог К.Д.Ушинский. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослый научит ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой форме хрупких снежинок, величием гор, просторам полей, у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте, и глубже познавать окружающий мир. Для приобщения детей в природе широко используются экскурсии, прогулки в природу, познавательные занятия, практические занятия на участках и в уголках природы. Все эти виды деятельности таят в себе много ценного и полезного, воспитывают и развивают у ребёнка любовь к природе.

 

Тематический праздник.

Тема: «Правила перехода дороги».

Сценарий подготовила:

Ассакалова И.А.

1 ситуация.

Машинист сбивает велосипедиста.

Ребёнок:

Ты сел за руль велосипедиста

Не зная правил, мчишь вперёд,

А это верная беда

Тебя в больницу приведёт!

- Ребята, мы с вами оказались свидетелями ДТП.

Как нам поступить?

(позвонить в скорую и ГИБДД)

Какие номера телефонов у этих служб?

(Приезжает скорая, забирает велосипедиста, затем появляется дядя Стёпа). Дядя Стёпа:

Скажите, ребята, по чьей вине произошло ДТП?

(стоял знак, запрещающий катание на велосипеде)

Ребята, обратите внимание на этот знак, что он означает? (начало перекрёстка)

Ребёнок:

Там, где шумный перекрёсток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать.

Чтоб нам было легче переходить дорогу на перекрёстке, придуман этот знак.

Что он означает?

(пешеходный переход)

При каком свете светофора мы переходим улицу?

(зелёном)

- Давайте перейдём на другую сторону.



Под музыку группы «Отпетые мошенники» выбегают мальчики и между ними происходит разговор.

-      Что сегодня на досуге Мы обсудим пацаны?

-      А давайте потолкуем:

Кем в дальнейшем будем мы?

«Чем же будем заниматься?» - Стал задумываться я.

-      Мы в ЮИД поступим, братцы,

Это нужно нам, друзья !

Поют на мотив «Бременские музыканты».

Ничего важней на свете нету,

Чем спасать огромную планету,

Всем известно, люди погибают На дорогах и в автоавариях. 2р.

Мы своё призванье не забудем,

Правила дороги помнить будем !

Дядям, тётям,

Малышам, малышкам Выступленье мы покажем это ! 2р.

Ну-ка, все вместе,

Уши развесьте,

Слушайте внимательно - Это занимательно !

1.     ПРАВИЛА (гармошка)

2.      ПЕРЕХОДА

3.      ДОРОГИ

(На сцене суета. Дети изображают автомашины.) Все поют.



Машины бывают разные - Чёрные, белые, красные.

Но пешеходам не хочется                                                  На койке больничной ворочаться.

Улица - река сплошная

И не водная - стальная,

Здесь и «Вольво» и «Москвич»,

«Мерседес» и «Нива»...

Все спешат, ждать не хотят,

Гудят нетерпеливо.

(Пешеход пытается перейти дорогу, но безуспешно)

Бедный, бедный пешеход,

Что решил нарушить ход.

Этой бурной и строптивой,

Шумной и нетерпеливой,

Неожиданной и страшной,

И чадящей и ужасной,

И визгливо тормозной                                                                                Той реки, реки стальной !

Пешеход. Ой! Ой! Ой! Ой!

(Быстрая перестройка. В руках участников три круга, изображающих светофор.)

Вот тут-то на помощь пришёл светофор

И начал следить за дорогой в три глаза,

И стал отдавать он такие приказы:

-      Красный глаз - стоять! - приказ.

-      Жёлтый глаз мигнёт народу

-      Приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится - путь свободен.

Сам решай:

Можешь смело торопиться,

Можешь топать не спеша.

 

 

 

 

Музыкальный номер на мелодию песни «Топ-топ».

Топ, топ, топает малыш.

В детский садик ходит только лишь,

Но уже машина есть своя,

Правда,   на верёвочке пока.

Топ - топ 2р.

Время так бежит,

Федор Геннадьевич, спешит,

С детства всех с дорогой подружить,

 Чтобы было легче жить.

 Припев:

Топ - топ 2р.

Скоро подрастешь,

Топ - топ 2р.

К нам в ЮИД придёшь!

/перестроение/

Очень много разных знаков                                                          На дорогах тут и там.                                                                    Все их знать инспектор должен                                                   Он всегда поможет нам.

Как зовётся знак дорожный?                                                   Зона действия его?                                           Распространяться где он может?                                                   В чём особенность его?

Предупреждающие знаки                                        Информацию дают,                                               Приближается опасность,                                        Подготовься, прими меры,                                 -Безопасным будет путь         все вместе.

Запрещающие знаки Наиболее трудны.               Отменяют или вводят Ограничения в пути.

 

Знаки есть приоритета.                                                                      Регулируют они                                                                                  Очерёдность для проезда                                                             Перекрёстка на пути.

Для организации движения                                                                          Знак предписывающий есть:

Поворот, проезд по кругу,

Будь внимательнее здесь.            Все вместе.

 

Информацию в дороге                                                                                                  Всем покажет сервис - знак.                                                                                               Где заправка? Где больница?                                                                                           Всё работает для нас.                                                                                                                       

А ещё с поры недавней                                                                                                Пришёл на помощь «полицай»,                                                                                             Все зовут его «лежачий»                                                                                              Смотри в оба, не зевай.

Соблюдай!

(песня на мотив «Зажигай!»)

Загорелся, заискрился,                                                                                Светофорчик озорной,

Путь, подсказывая людям:

Жди, иди или постой!

Светофор ГАИ поможет,

Ну и ты им помоги,

Запишись в ЮИД скорее,

Всё ещё впереди!

Припев:

Это - не забава!

Это - не игра!

Правила дороги изучать пора!                                                                    Соблюдай, правила движенья. Соблюдай, все без исключенья. Соблюдай, их по всей России. Соблюдай, сделано в ЮИДЕ ! 2р.

Очень сложно на дороге Не попасть в ДТП !

Берегите руки, ноги, изучай ПДД. Расскажите всему свету,

Унесите домой.

Эту песню вместе с нами - Ты сегодня допой!

Припев:

 

 

- Ребята, мы с вами живём в посёлке, где нет ни светофоров, ни подземных переходов. Но правила дорожного движения мы должны знать хорошо для того, чтобы оказавшись на улице, большого или маленького города, чувствовать себя комфортно.

Сегодня мы погуляем по улицам нашего сказочного городка, заодно повторим основные правила дорожного движения. Путешествовать мы будем пешком.

Как называют людей, которые ходят пешком?

(пешеходом)

Кого ещё можно назвать пешеходом?

(кто ведёт велосипед, санки, детскую коляску)

Ребёнок:

Пешеходом быть не сложно,

Встал с постели - и иди,

В магазин купить мороженое,

В садик брата отвести.

Так ли просто на самом деле быть пешеходом? Давайте отправимся в путь и проверим.

Как называется дорожка, по которой мы идём?

(тротуар)

Почему надо идти именно по тротуару?

Как называется дорога, по которой едет автотранспорт?

(мостовая)

- Ребята, мы общаемся с вами словами, если посмотреть внимательно, можно заметить, что улица тоже разговаривает с нами.

Как она это делает?

(знаками)

 

 

Ребёнок:

Знаешь правила движенья - Можешь смело, друг, гулять!             А не знаешь - сиди дома,                 Чтоб собой не рисковать!





Две девочки идут рядом, рассматривая журнал.

Дядя Стёпа свистит и останавливает девочек.

Дядя Стёпа:

Подскажите-ка подружки,

Где глаза у вас и ушки?

Дело кончится печально,

Может быть немало бед,

Ведь дорога не читальня,

И не место для бесед.

(забирает журнал)

Дядя Стёпа: Ребята, какое нарушение делают эти девочки?

- Дети, обратите внимание на знак у обочины.

Что он обозначает?

(место отдыха)

Давайте сядем и отдохнём.

Дядя Стёпа проводит словесную игру.

Кто из вас идёт вперёд только там где переход?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто летит вперёд так быстро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный свет, это значит хода нет?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто в окно автобуса смотрит аж разинув рот?

Ведущий: Ой, посмотрите, бабушка пытается перейти дорогу на красный свет!



Ребёнок: Я помогу ей.

Светофор даёт приказ - Зажигает красный глаз.

А когда зажёгся он,

Все стоят - таков закон!

Бабушка: Я знаю, внученька, просто я забыла дома очки.

(Девочка переводит бабушку через дорогу).

4 ситуация.

В это время мальчик достаёт машинку и начинает водить по мостовой. Раздаётся свисток полицейского.

Дядя Стёпа: На проезжей части нельзя играть в игры, иначе попадёшь в беду!

Ребёнок: А что ещё нельзя делать на мостовой?

Дядя Стёпа: А ты посмотри и послушай!

Ребята поют песенку с демонстрацией ситуации.

Не гоняйте мяч, ребята,

По широкой мостовой,

Есть для этого площадка,

Не рискуйте головой.

Лезешь ты через забор,

И совсем напрасно -             Ведь подземный переход Самый безопасный.

Ведущий: К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад.

Дядя Стёпа: За то, что вы так хорошо знаете правила дорожного движения, я вам предоставлю автобус.

Ребята садятся в «автобус» и «уезжают» под песенку «Мы едем, едем, едем...» 


Версия сайта для слабовидящих

Адрес: Россия, 385740 Республика Адыгея, Майкопский район п.Краснооктябрьский ул.Кирпичная,2

Телефон: 8(87777)2-65-76