Давыдова Татьяна Александровна
« Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»
Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и процессе специального обучения.
Моторика развитие делиться на три фазы, следующие одна за другой:
1 фаза – овладение основным процессом движений в «грубой» форме при «грубой» координации;
2 фаза - коррекция, уточнение и дифференцирование, тонкая координация движений.
3 фаза - закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.
В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связаны развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которое отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко он держит ложку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании.
Обнаружив отставание у ребенка, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействия, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик.
Развитие мелкой моторики в быту.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в котором малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1.Собирать с пола соринки.
2.Лепить из теста печенье.
3.Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше молчать)
4. Помогать перебирать крупу.
5. Рвать, мять бумагу.
6. Вытирать пыль, ничего не упуская.
7. Перелистовать страницы книги.
Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов