Краса Карина Владимировна
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШИХ ГРУППАХ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: «Театрализованная деятельность в первой и второй младших группах»
Выполнила:
Воспитатель:Краса К.В
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЦЕЛЬ: 1.Познакомить с различными видами театра (кукольным,настольным,пальчиковым,театром теней);
Формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
Развивать эмоционально-волевую сферу(дети,познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов,например, после отработки игровых действий с педагогом,сами ставят сказку «Репка»
Приобщать родителей к совместной с детьми деятельности(мамы и папы готовят реквизиты и принимают участие в инсценировках,к примеру исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки,которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
Воспитывать уважение к этому виду искусства.
Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен,то набор задач будет варьироваться и расширятся для детей 3-4 лет.
ЗАДАЧИ: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ ОРИЕНТИРУЮЩИЕ НА РЕШЕНИЕ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА
ДЕТИ 1,5-3 ЛЕТ.
1.Воспитывать интерес к театру(за счет демонстрации возможностей разных видов,например, с помощью театра теней педагог может показывать малышам целый зоопарк);
2.Создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят(этому способствует оформлению театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках,пощупать кукол разных видов);
3.Работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности,к которым относится и театрализация,значительно пополняется пассивный словарь малышей);
4.Тренировать координацию движений (взаимодействие с куклами разных театров,малыш учится тонким движениям);
5.Стимулировать двигательную импровизацию(эта задача проще решается не в инсценировках,в которых дети пока еще двигаются по определенным взрослым точкам,а через взаимодействие с куклами,когда,к примеру с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают»с зайчиками);
6.Создавать эмоционально положительный климат в группе(основная задача театрализации в первой младшей группе-помочь детям «оторваться» от мамы,то есть отвлечься).
Дети 3-4 лет.
1. Учиться оценивать действия того или иного персонажа (к примеру,волк,укравший козлят, поступил плохо,так как напугал малышей и заставил маму волноваться);
2. Отрабатывать свободное проявление эмоциональных состояний через мимику,жесты,положение тела;
3. Добиться максимального соответствия персонажу(например,в инсценировке сказки «Курочка Ряба» главная героиня не просто кудахчет,а еще и передвигается,дергает шеей,как настоящая курица);
4. Дать представление о вековых театральных традициях;
5. Расширять не только пассивный,но и активный словарь,добиваясь интонационный выразительности речи малыша;
6.Стимулировать малышей придумывать собственные истории.
7.Тренировать память и мышление.
8.Отрабатывать навык объективно оценивать себя и других.
9.Поощрять желание малышей двигаться и танцевать.
10.Пытаться применять выученные песни и стихотворения.
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТЕАТР НА СТЕНДЕ:
Суть стендового театра заключается в том,что на определенную поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей:
1.Фланелеграф- (доска ,на которую натянута ткань фигурки обычно крепятся липучками).
2.Магнитный (идентичен фланелеграфу).
3.Театр теней.
ТЕАТР НА СТОЛЕ:
Драматизация происходит на столе:
1.Бумажный(вырезаются шаблоны героев).
2.Магнитный(состоящий из доски и персонажей на магнитах).
ТЕАТР НАРУЧНЫЙ:
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол,которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь.
1.Картона,вырезанного в форме конуса
2.Ткани
3.Шариков для тенниса
4.Пластиковых бутылок,тарелок,стаканов.
ВЕРХОВОЙ ТЕАТР
1.Бибабо((принцип перчаточного театра,персонаж действует из-за высокой ширмы).
2.Театр ложек(лицо героя рисуют на выпуклой ложки,а на ручку надевают костюм).
АТРИБУТЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В детском саду театр начинается с атрибутов,по котором дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. Непременными элементами знакомства театрализацией являются:
1.Ширма
2.Костюмы
3.Маски
4.шапочки
5.куклы пальчикового театра
6.Куклы бибабо
7.Костюмы для постановок.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ДЕТЬМИ 1,5-4 лет.
Поскольку с младшими дошкольниками практикуются не все виды занятий,то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:
1.Развитие речи .Они учатся слушать и слышать собеседника. Дети повторяют реплики персонажей вслед за рссказчиком-взрослым.
2.Музыкальное занятие. Музыка,рисование и театр тесно взаимосвязаны,что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности.
3.Комплексное занятие. Например, на тему:»Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления.
4.Познавательное.
ПРИЕМЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
1.Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей и первой и второй младших групп,в которых малыши еще не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей.
2.Беседы о театре. При этом малыши постигают театральную тематику,начиная со знакомства с персонажами,которые там представлены.
ПРОЕКТ в младшей группе по театрализованной деятельности
(краткосрочный)
«Театр в жизни ребенка»
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Актуальность проекта
Театр — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Тип: познавательно – творческий.
Сроки реализации: краткосрочный проект.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст участников проекта: группа (2-3 года).
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»
• пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Три поросенка»
• костюмы к сказке «Репка», «Теремок», «Кто сказал Мяу?».
• сюжетные картинки
• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».
Цель проекта: создание необходимых условий для знакомства детей с театром. Воспитание у детей любви к театру, посредством театрализации сказок.
Задачи:
1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о тех людях которые показывают представления, о их одежде, о куклах которые участвуют в представлении)
2. Продолжать расширять представления детей о сказках, по которым показывают театр.
3. Знакомить с особенностями показа театра.
План реализации.
Организационно – подготовительный этап
Образовательные области
1. Деятельность Формы и методы работы.
«Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха».
Цель: Развивать у детей способности принять на себя роль животного.
2. Дидактические игры:
«Громко – тихо».
Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
«Медвежата едят мед».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
«Лягушка и лягушата».
Цель: Развивать речевое внимание
«Познание» Познавательно - исследовательская и продуктивная (конструктивная) Оформление коллажа по сказке «Теремок» с изображением различных животных:
Мышка, лисица, заяц, волк, медведь, лягушка, муха.
«Художественное творчество» Продуктивная 1. Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)
2. Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке», «Кто сказал мяу?»)
3. Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности, в режимных моментах).
1. Рассматривание картинок из различных детских сказок. Цель. Учить рассматривать картины с изображениями животных в различных видах деятельности.
2. Театр. Цель: Формировать представления о различных видах театра. Привлечения к участию в театрализованной деятельности.
«В магазине игрушек», «Книжная лавка». Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Уточнить и обогатить представления детей о различных книгах со сказками и игрушках. Учить рассматривать предметы.
«Коммуникация» Совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности и режимных моментах.
1. Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся»;
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».
«Чтение художественной литературы» Совместная деятельность взрослого и детей. 1. Рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза».
3. Чтение стихотворений, потешек.
«Физическая культура» Двигательная. Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Хороводные игры: «Шарик», «Карусель», «Пузырь». Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желания играть вместе с воспитателем.
«Здоровье» Оздоровительная Дыхательная гимнастика: «Как мышки пищат?», «Дудочка», «Петушок».
«Музыка» Музыкально – художественная деятельность.
1. Слушание музыкальных произведений.
2. Пение детских песенок.
3. Разучивание музыкальных движений.
4. Музыкальные произведения «Колыбельная медведицы», «Песенка про лето», «Песенка мамонтенка», «Песенка паровозика из «Ромашкино», «Песенка Чебурашки» и т.д.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию и оформлению театрального уголка к смотру уголка, изготовления материала для оформления театрального уголка (рисование сказочных героев) .
2. Привлечение родителей к совместному театрализованному представлению.
3. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми», «Как смотреть спектакль», «Сказка в жизни ребенка», «Театральная деятельность в детском саду», «Пальчиковые игры», «Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста».
Основной этап
Художественное творчество
• Изготовление коллажа по сказке «Кто сказал мяу?».
Коммуникативная деятельность.
• Заучивание песенок
Заключительный этап
• Выставка коллажа по сказке «Кто сказал Мяу?».
• Показ сказки «Кто сказал мяу?».
Итог проекта.
• Дети познакомились с русскими народными сказками.
• Дети в младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
• Дети были участниками кукольных спектаклей.
• Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.
• Родители принимали активное участие в театральной деятельности.
Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов